#жестькакесть СТЭНФОРДСКИЙ ТЮРЕМНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ – ЛОЖЬ?
Шёл 1971 год. В США яростно осуждали расизм, нацизм, садизм и ущемление прав человека. Правда, в это же время на территории этой же страны бедных негров заражали сифилисом в течение последних 40 лет. Но это другое. Главное было показать, что нацизм и садизм – это плохо, что, к сожалению, ему подвержены почти все люди. И надо с этим как-то бороться.
Но, чтобы бороться со злом, нужно было доказать, что такое зло есть. На роль добродетеля вызвался широко известный в узких кругах психолог Филипп Зимбардо.
Будучи амбициозным и целеустремлённым человеком, он решил провести остросоциальный эксперимент, дабы доказать, что люди, обличённые властью и сознающие это, больше других подвержены проявлениям садистских наклонностей. Этот эксперимент по итогу вошёл в историю как Стэнфордский, поскольку был совершëн на базе одноимённого университета.
Для своей цели профессор отобрал 24 студента из семидесяти кандидатов. Далее было проведено "разделение труда": одной половине студентов определили играть роль заключённых, другой – надзирателей.
Затем данные группы разделили ещё на 4 группы по 3 человека. По одной группе с обеих сторон было оставлено в качестве запасных испытуемых, готовых подменить выбывших (предусмотрительность, оказавшаяся далеко не лишней). Оставшиеся три группы заключëнных поместили на круглосуточное содержание в отдельные камеры. Каждому осуждённому был присвоен личный номер, используемый охраной для наблюдения и обращения, а также выдан безличный комплект одежды без нижнего белья. На время заключения "арестантам" было предписано носить на голове чулки для имитации выбритых голов. Друг к другу в камере обращались по номерам, без имён, а надзирателя проинструктировали называть только "мистер офицер".
Охранникам же выдали качественную форму, дубинки, солнечные очки и предложили работать сменами по 8 часов в день (один надзиратель на одну камеру). По свидетельствам ассистентов Зимбардо все надзиратели также отдельно были проинструктированы не применять физическое насилие.
Казалось бы, ничего не предвещало беды! Но уже на следующий день от начала эксперимента заключённые подняли бунт, который был успешно подавлен надзирателями.
И с этого момента начались "кино и немцы".
Жизнь заключённых ухудшалась с каждым днём. Охранники, вне ситуации эксперимента бывшие добродушными и весёлыми людьми, постепенно становились жестокими любителями пыток по отношению к заключённым.
Они заставляли их спать на кроватях без матрасов, лишали еды, заставляли мыть голыми руками уборные и чуть ли не кормить "братишек" фекалиями. По ночам охранники будили бедолаг и проводили обыски, отправляли заключённых в карцер и сажали их на цепь.
Хорошие люди превращались в извергов и им нравилось издеваться над обитателями тюрьмы. В какой-то момент пришлось даже освободить одного заключённого раньше времени по причине нервного срыва. Подробно об этом написано в книге Зимбардо "Эффект Люцифера", если кому интересно.
Всё это и сейчас звучит немыслимо, а представьте, какую широкую огласку этот эксперимент получил в 1971 году! О нём говорили везде, где только можно. Сам же Филипп Зимбардо получил неслыханную славу. В будущем он напишет в своей статье следующее.
«Мой эксперимент наглядно показывает всю жестокость человека, который оказывается в такой обстановке, где нет никаких ограничений, где человек обладает безграничной властью. Такие люди начинают проявлять самые извращённые садистские наклонности».
И действительно, казалось бы: уважаемый психолог доказал, что любой человек при определённых условиях может стать садистом, а в унисон его выводам неадекватные активисты стали ещё больше кричать, что человек есть всемирное зло и раковая опухоль на планете. Но вот наступил 2018 год.
Что же произошло?
А произошёл "привет, Андрей!", только по версии американской журналистики и с более качественным расследованием, чем у Малахова.
Некий французский экономист, социолог и режиссёр Тибо Ле Тексье, собиравшийся снимать документальный фильм об эксперименте с обзором важности исследования и вклада Филиппа Зимбардо, к своему разочарованию обнаружил в архиве Стэнфордского университета оригинальные протоколы и рабочие журналы профессора. Так, вместо хвалебного фильма Тибо Ле Тексье написал книгу «История одной лжи».
Чуть позже с результатами исследования также ознакомился американский писатель Бен Блум, который опубликовал на сайте Medium подробную статью с критикой результатов эксперимента.
Аргументы против научной ценности и достоверности исследования сводятся к следующим тезисам.
Студенты находились на постах "смотрящих" не круглые сутки, а в три смены по восемь часов, поскольку у всех были коллоквиумы, отчёты, зачёты и прочие дела. Однако весь эксперимент, собственно, был поставлен ради фиксации садистких проявлений именно на постах надзирателей, так что такое условие было недопустимо. Особенно с учётом того, что заключëнные как раз "сидели" круглые сутки.
Студенты не по своей воле проявляли садизм – они жертвы. Согласно вскрытым данным из архивов оказалось, что исследование было дешёвой манипуляцией со стороны организаторов эксперимента. Вы только вдумайтесь: сами ассистенты Зимбардо требовали от надзирателей вызвать у заключённых чувства беспомощности, отчуждённости, покинутости системой, страха!
Да, испытуемым не предлагали конкретных методов, но дали очень чёткие указания, которые, естественно, повлекли за собой всё зарегистрированное и описанное насилие над телом и личностью. Это называется эффектом экспериментатора и является грубейшим нарушением, за которые научные работы обычно не допускаются в печать.
Ну и как вишенка на торте: за всего шесть дней эксперимента не менее 100 сторонних людей (не относящихся ни к экспертам, ни к испытуемым) посетило эту "тюрьму". Из них в разное время за непосредственным проведением эксперимента через обзорное окно и на видеомониторах наблюдало около 20 преподавателей и выпускников Стэнфорда. Чувствуя такое давление со стороны условной общественности, под воздействием эффекта социальной желательности испытуемые могли начать (и по свидетельствам оных испытуемых, собственно, и начали) просто отыгрывать усвоенные из культурного опыта сценарии взаимодействия "надзирателей" с "заключёнными". Ни о какой чистоте эксперимента после такого не может быть и речи.
В массмедиа разоблачение вызвало эффект разорвавшейся бомбы. Авторитет Филиппа Зимбардо был подорван. Началась культура отмены. Конечно, попытки реабилитации были, и до сих пор организаторы не признают своей вины, а в СМИ периодически выходят разоблачения разоблачений, и так по десятому кругу. Но прецедент довольно интересный, а перипетии человеческих судеб и Санта-Барбара по-американски продолжается до сих пор.
Биореактор не может сказать на 100%, был ли эксперимент фальшивкой, но автор данной заметки склоняется к тому, что действительно результаты этого исследования фальсифицированы. А истина, как всегда, где-то посередине.
#Медицина@inbioreactor
#История_науки@inbioreactor
#Текст: #Ефимов@inbioreactor
Редактура: #Карцева@inbioreactor #operkfs@inbioreactor
#Наука #Научпоп